Вы здесь: ГлавнаяЯ-Цицерон!

Новости

Приглашаем в наш тренажерный зал английского языка!

Новинка в нашей школе!  Открыт Уникальный тренажёр для развития навыка беглого и грамотного говорения на английском языке для детей и взрослых! Подробнее...

Подготовка к школе

Приглашаем дошколят!
Подробнее...

"Я-Цицерон!" Новая программа

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование навыков культуры речи и освоения навыков искусства публичных выступлений.  Подробнее...

Японский язык

«Японский язык принято считать очень сложным для изучения, но мы беремся доказать вам, что учить его легко и приятно, а научиться говорить на нем возможно!» Подробнее...

Мы в соц.сетях

       

Программа для тех, кто хочет научиться:
  • выступать без страха;
  • уверенно общаться;
  • говорить правильно (четко и ясно);
  • излагать свои мысли, ясно, последовательно, интересно, уверенно;
  • быть интересным собеседником;
  • уметь удержать внимание слушателей;
  • научиться читать литературное произведение не как текст (слова, предложения), а как партитуру высказывания автора.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:            
Формирование навыков культуры речи и освоения навыков искусства публичных выступлений. 

Школьникам часто (особенно в наш век всеобщей компьютеризации и «нечтения» книг) трудно общаться друг с другом, не говоря уже о выступлениях перед аудиторией – мысль «уходит», язык будто прилип к небу, голос пропал, руки мешают… Отвечать урок, если вызубрил чужие слова, легче – оттарабанил и все. Но там нет своего мышления, а, значит, нет общения и речи.

 
Чувство речи в себе нужно развивать, совершенствовать ее грани, ее культуру.

Специально для школьников и взрослых разработана программа искусства общения и публичных выступлений, а, значит, уже сейчас есть возможность учиться выступать на публике, уметь говорить и четко выражать свою мысль так, чтобы тебя слушали и понимали.

 

Зарождение ораторского искусства

Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.

Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:

  • Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия.
  • Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление.
  • Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
  • Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов.

Идеология софистов имела ряд особенностей:

  • Главное – манипуляция аудиторией.
  • Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
  • Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».
  • Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.

 

Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства

Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа  главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».

Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • доказательства сказанного;
  • выводы по теме (правдоподобные).

Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: «Диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину». Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.

Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.

 

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

 

Ораторское искусство Древнего Рима

Время эллинизма стало следующим этапом в развитии ораторского искусства. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.

Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:

  • «Об ораторе»;
  • «Брут» или «О знаменитых ораторах»;
  • «Оратор»;
  • «О наилучшем роде ораторов».

Марк Туллий считал: «Политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память».  Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:

  • В первую очередь оратору следует найти, что сказать.
  • Второе – разложить материал в строгом порядке.
  • Облечь в словесную форму.
  • Обязательно запомнить материал.
  • Произнести речь.

По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.

Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину.

 

                                                                                              …продолжение следует